Что делать, если в лифте оборвался трос, когда вы в кабине?

Даже сегодня вопрос «Что делать, если в лифте оборвался трос?» не теряет актуальности. В ноябре 2018 года шесть человек вошли в кабину лифта для спуска в вестибюль с 95-го этажа, где располагается фирменный бар отеля. Произошло это в бывшем Центре Джона Хэнкока (небоскрёб с пустотелой конструкцией), расположенном в Чикаго. Обычная поездка обернулась настоящим кошмаром, когда начал лифт падать вниз и кабина стремительно опустилась с 84-го на 11-й этаж.

если в лифте оборвался трос,что делать
От падения кабины лифта
на землю сегодня защищают специальные механизмы

В интервью чикагскому каналу CBS один из пассажиров этого сорвавшегося лифта эмоционально прокомментировал случившееся словами: «Сначала я поверил, что мы скоро разобьёмся. Мы начали лететь в свободно падающем лифте, а потом я почувствовал торможение, когда услышал звуки – клац, клац, клац, клац».

Удивительно, но ни один из участников инцидента с лифтом не был госпитализирован с серьёзными травмами. Пассажирам при падении кабины лифта показалось, что они упали только на несколько этажей вниз. Пожарные три часа проводили эвакуацию пассажиров из лифта, поскольку между этажами прямого доступа к ним не было.

Как же так случилось, что при самом страшном случае в лифте все пассажиры остались невредимыми? В боевиках часто показывают гибельное падение героев в шахту, после перерезки злодеями тросов. К счастью, не может в реальности такого случиться.

Блокировка лифтовых тросов

Система в канатных лифтах спроектирована очень грамотно. Тросы надёжно зафиксированы на кабине посредством специальных шкивов. Устройство, называемое шкивом – это механизм с рифлёными поверхностями, закреплённый в верхней части шахты лифта. Особые канавки шкивов плотно охватывают стальные тросы. Из-за этого вращение ротора электродвигателя приводит к движению металлических канатов. Ещё предусмотрена система с противовесом, на котором закреплены другие концы рабочих тросов, поднимающих и опускающих кабину. Противовес и лифт перемещаются по рельсовым направляющим – рамам на стенах шахты.

Любой лифтовый трос изготавливается из множества металлических нитей, прочно сплетённых в единую конструкцию. Такие тросы фактически не обрываемы, хотя инспекторы регулярно контролируют степень их износа. Случается, что даже стальные «верёвки» от нагрузки рвутся. Что же происходит с лифтом при этом?

Стальные лифтовые тросы прикреплены к скобам кабины через шкив

Стальные лифтовые тросы
прикреплены к скобам кабины через шкив

Сегодня почти каждый лифт оснащён несколькими тросами – обычно от 4 до 8 канатов. Даже теоретический обрыв 2-х или 3-х из них не приведёт к катастрофе, так как оставшиеся элементы тяговой системы удержат кабину. По сути, достаточно одного металлического каната, чтобы избежать трагедии, когда лифт падает вниз.

Безопасность и автоматика

Предположим, случился обрыв всех тросов. Для такого сценария предусмотрена в лифтах автоматическая система безопасности. Она собой представляет тормозную систему кабины, скользящую вверх или вниз по рельсовым направляющим. Одни предохранители просто зажимают рельс, а другие – заводят блокираторы в специальные выемки на этих рамах. Сорвавшийся лифт остановится в любом случае. Активация защитного оборудования осуществляется механическим регулятором скорости.

Если оборвался трос лифта, то система безопасности быстро срабатывает
Если оборвался трос лифта, то система безопасности быстро срабатывает

В лифте таким регулятором является специальный шкив, вращающийся при движении кабины. Когда ось регулятора начинает быстро вращаться, центробежная сила включает тормозную систему.

Под дном кабины

Если автоматика системы безопасности лифта не срабатывает, техническое устройство быстро снижается, однако, здесь не получится свободного падения. Сила трения от поверхности рельсов и воздушное давление под кабиной существенно замедлят свободно падающий лифт. Это предотвратит обычный вариант падения, хотя после остановки кабины находящиеся в ней предметы или люди продолжат движение вниз, врезаясь в пол.

Специальный амортизатор в днище кабины смягчает удар, если сорвался лифт
Специальный амортизатор в днище кабины смягчает удар, если сорвался лифт

При полном обрыве лифтового троса два фактора способны смягчать удар. Во-первых, кабину при падении будет затормаживать воздушная подушка, образующаяся в нижней части шахты. Здесь эффект напоминает быстрое сжатие поршнем велосипедного насоса воздуха в цилиндре. Воздушным давлением формируется сопротивление. Во-вторых, большинство тросовых лифтов оснащено встроенным в дно кабины амортизатором. Обычно тут используется система с поршнем, под которым цилиндр заполнен маслом.

Данные факторы значительно смягчают последствия, если лифт падает вниз. При любой аварии вы имеете великолепные шансы выжить благодаря этим системам.

Обратно в Чикаго, где оборвался трос лифта

При падении лифта в чикагском небоскрёбе кабина остановилась благодаря тормозному механизму и блокираторам. Пожарные, вычислив, где застряли люди, для подстраховки дополнительно зафиксировали подъёмное устройство с пассажирами специальными стойками. Затем специалисты демонтировали часть стены и вскрыли двери. При помощи лестницы люди покинули сорвавшийся лифт.

«Наши люди не разбирают стены, если того не требует сложившаяся ситуация», – заявил журналистам Ларри Лэнгфорд – представитель пожарного управления Чикаго. «Альтернативным вариантом эвакуации пассажиров из лифта здесь было опускание верёвочной лестницы или канатов с 97-го этажа, но этот способ небезопасный. Мы не работаем, как Бэтмен, поэтому пришлось ломать стену», – пояснил он.

Нельзя прыгать, когда лифт падает вниз

Нельзя прыгать, когда лифт падает вниз

Иногда встречаются рекомендация подпрыгнуть в падающем лифте перед касанием земли. Получается якобы эффект смягчения при таком приёме. Работает ли это? Нет, совет абсолютно бессмысленный. Даже при точном вычислении момента столкновения кабины с землёй идеально исполненный скачок не поможет. Допустим, вы в сорвавшемся лифте падаете со скоростью 161 км/ч (100 миль/ч). Любой прыжок никак не снизит это значение, поэтому крушение на землю случится с такой же скоростью в 161 км/час. Дополнительно выйдет усиление удара об пол с высоты роста.

Как же спастись в свободно падающем лифте?

Как спастись в свободно падающем лифте

Лучше всего в подобных ситуациях лечь на пол при падении кабины лифта, чтобы на стабилизированном теле сила удара равномерно распространилась, причиняя минимальные повреждения. Да, будет больно! Но шансов на выживание, когда оборвался трос лифта, появляется значительно больше.